Главная » Статьи » Природа человека » Теории и открытия

Четырёхмесячные дети способны уяснить грамматику нового языка (24.03.2011)

Младенцы способны распознавать грамматические закономерности нового для них языка удивительно рано и с замечательной скоростью.

Ангела Фридерици из Института человеческой когнитивности и мозга им. Макса Планка (ФРГ) и её коллеги показали, что мозг младенцев способен увидеть грамматические отношения между элементами предложения менее чем за 15 минут и среагировать на нарушение правил.

Скорость, с которой дети изучают языки, поражает и родителей, и учёных. Они очень быстро запоминают новые слова и усваивают отношения между слогами в слове при частом их повторении. Это хорошо известный факт.

Считалось, что грамматические правила, напротив, усваиваются только в полуторагодовалом возрасте. Немецким исследователям это показалось странным, и они взялись за четырёхмесячных детей, которых заставили слушать высказывания на итальянском языке.

Грамматических конструкций было две. В первой использовались вспомогательный глагол «può» (мочь) и глагол с инфинитивным окончанием «-are», например: Il fratello può cantare («Брат может петь»). Во второй имелись вспомогательный глагол «sta» (есть) и герундий «-ando»: La sorella sta cantando («Сестра поёт»).

В течение трёх минут младенцы слушали правильные варианты фраз, а затем — смесь из правильных и неправильных вариантов. Так продолжалось четыре раза. ЭЭГ показала: к четвёртой фазе эксперимента дети сообразили, что «può» и «-are», как и «sta» и «-ando», должны быть вместе. Этот эффект был достигнут всего за 15 минут обучения.

Реакции мозга на неправильные и правильные предложения в первой фазе эксперимента были очень похожи. В четвёртой фазе они заметно различались. (Илл. MPI for Human Cognitive and Brain Sciences.)
Реакции мозга на неправильные и правильные предложения в первой фазе эксперимента были очень похожи. В четвёртой фазе они заметно различались. (Илл. MPI for Human Cognitive and Brain Sciences.)














«Задолго то того, как они начнут понимать смысл, младенцы распознают и обобщают языковые закономерности», — заключает г-жа Фридерици. Мозг, по-видимому, обращает внимание на повторяющиеся элементы и закрепляет их в течение очень короткого времени. Взрослые, напротив, больше сосредоточены на семантике при изучении нового языка.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.

Подготовлено по материалам PhysOrg.

Категория: Теории и открытия | Добавил: Keyzet (24 Марта 2011)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]